Фортуна

Персональный сайт Инны Стрельниковой
| Регистрация | Вход
Четверг, 09.05.2024, 14:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Выход


Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Поиск по сайту
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новое видео

Русская музыка 18 века

  • Views:
  • Total comments: 0
  • Rating: 5.0

Особенности образной драматургии хора «У берега зелёного»

из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака»

 

 

Самара, 2013



Введение.

Кантата Георгия Васильевича Свиридова «Ночные облака» является одним из лучших поздних творений композитора.         

        Практическая значимость данного произведения для дирижера-хоровика заключается в том, что в нем особо ярко видна связь музыки со словом, присущая композитору, представляется возможным изучение особенностей стиля Г. Свиридова. Кроме того, значение творчества Георгия Васильевича велико для всей нашей культуры. А данное произведение учит бережно относиться к музыке, к слову; прислушиваться к каждой фразе; ценить то достояние, которое у нас есть.

        Но, так как масштаб кантаты не позволяет изучить полностью все её номера, для анализа был выбран  второй номер – «У берега зелёного».

Объект исследования: кантата Г.В. Свиридова «Ночные облака».

Предмет исследования: образная драматургия хора «У берега зелёного».

Цель: раскрыть особенности образной драматургии хора «У берега зелёного» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака».

Задачи:

1) изучить хоровое творчество Г. Свиридова, особенности его стиля;

2) раскрыть историю создания кантаты «Ночные облака»;

3) изучить особенности литературного текста;

4) выявить трактовку текста композитором;

5) оценить роль хора «У берега зелёного» в драматургии всей кантаты;

6) проанализировать выразительные средства музыкального языка, с точки зрения художественности образа.

Актуальность: данная работа актуальна как для студентов музыкальных учебных заведений, так и для преподавателей дирижирования. Г.В. Свиридов – величайший композитор XX века, который написал огромное количество произведений для хора. Кантата «Ночные облака» является одним из лучших его творений, но не до конца изученным, а, следовательно, интересным для  анализа. Вторая часть «У берега зелёного» входит в  программу по дирижированию у многих студентов, и будем надеяться, что данный материал поможет расширить знания и будет использоваться в работе как студентами, так и преподавателями.

        Настоящая работа включает в себя две главы, первая из которых посвящена общим сведениям об авторе и его произведении, а вторая раскрывает особенности образной драматургии второго номера кантаты «У берега зелёного».

         

1.1. Хоровое творчество Г.В.Свиридова.

Георгий Васильевич Свиридов – русский композитор, пианист и общественный деятель XX века.

        «Искусство Свиридова отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом»[1].

        Большую роль в творчестве Свиридова занимает вокально-хоровая музыка. Ее он писал в различных формах и жанрах всю свою жизнь.

        Много музыки Г. Свиридов написал для хора a cappella. Обычно произведения для хора a cappella принадлежат к камерно-лирическому жанру; в них часто используются тексты, рисующие картины природы или передающие ощущения от ее созерцания. «Иное у Свиридова. В центре его внимания всегда человек; образы природы, как правило, выполняют роль фона к сильным и глубоким человеческим переживаниям. К человеку, к его уму, сердцу обращена музыка Свиридова – гражданина, философа»[2]. Но в музыке Свиридова также улавливаются и настроения созерцания, любования тонкостью музыкальных интонаций, простотой.

        Вот самые известные хоровые произведения Г. Свиридова: хоровой концерт «Пушкинский венок», поэма «Отчалившая Русь», «Деревянная Русь», «Поэма памяти С. Есенина», «Петербургские песни», цикл «Песни безвременья». Но кроме них есть еще очень много песен, романсов, кантат. В 1979 году состоялась премьера концерта для хора Георгия Свиридова «Пушкинский венок»; была написана кантата «Ночные облака».

        Композитор писал свои хоровые произведения в основном на стихи С.А. Есенина, А.С. Пушкина и А.А. Блока. Поэзия А. Блока занимает в творчестве Г. Свиридова одно из центральных мест.

        «Свиридов создал свой стиль хорового письма, это исключительное достижение! Сочинив целый ряд выдающихся произведений, получивших в короткий срок огромное распространение, он дал новый толчок развитию целого жанра нашей музыки»[3].

        «Трактовка хора весьма своеобычна: многообразное использование дивизи, широкое расположение голосов, сочетание различных тембров, тончайшее применение характерных регистровых возможностей во всех группах создают необыкновенное богатство и красочность звучаний. Но, как и везде у Свиридова, краска лишь помогает, способствует уточнению общего художественного смысла, а не является ценностью в себе»[4].

        Георгий Свиридов вел дневниковые записи, где он писал о композиторах, о себе… «В первой же «толстой» тетради, в записи под заголовком «О главном для меня», композитор определяет свое творческое credo: синтез Слова и Музыки. Словоцентризм Свиридова — не столько от творческого влечения, сколько от мировоззрения, в котором Слово играло решающую роль. Сакральное литургическое Слово и классическая русская поэзия, в значительной степени выросшая из этого же Слова, формировали сознание юного Свиридова…»[5]. Главное в его записях — поэзия. Композитора влекло поэтическое слово — от него, как правило, шел импульс свиридовского творчества. Он тщательно отбирал поэзию, причем даже ни в чем не примечательных стихах он находил что-то такое важное, что совместно с его музыкой звучало прекрасно. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Бальмонт, Бунин, Блок, Есенин, Маяковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, Клюев, Хлебников, Орешин, Пастернак, Твардовский, А. Прокофьев — это только часть тех поэтов, на стихи которых писал свою музыку Свиридов. «В свиридовской музыке большую роль играет изобразительный элемент. Композитор не любил мыслить абстрактными звуковыми формулами, в творчестве он шел от поэтического слова или от зримого образа. Сам признавался, что не может писать безобразную музыку. Георгий Васильевич обладал не только цветным слухом, но и особенным даром звукового воплощения пространственных представлений, пластических образов. В его творчестве силен созерцательный элемент, значительное место занимает пейзаж. В его произведениях много воздуха, открытого пространства. Есть и конкретные звуковые зарисовки, пейзажи, картины»[6].

        Многие свои произведения композитор Георгий Свиридов вынашивал десятилетиями, поэтому они так совершенны, когда выходят в жизнь. «Свиридов проделал длинный и сложный духовный путь. Как-то он заметил: «Я прожил долгую жизнь. В моей музыке отразились искания русской души». Именно в свиридовском творчестве странствие его духа и души особенно заметно. Все изыскивалось в душе (выражение Свиридова), все рождалось из искреннего творческого побуждения. Эти «документы души» с точностью электрокардиограммы регистрировали состояние внутреннего мира художника. В них можно наблюдать, как в его сознании медленно, исподволь вызревала, как говорил он сам, «национальная идея» «как сокровенная идея, как религиозная идея»…. Он приходит к выводу, что песня — это его жанр, его удел, как и Шуберта. Еще в маленькой тетради 1963 года он запишет вещие для себя слова: «Настало время искусства духовного, символичного, статичного и простого. Песня — вот основа нового, качественно нового в искусстве. Песня и обедня». Позднее он повторит эту мысль в одной из толстых тетрадей: «Моя форма — песня. Отдельная, заключенная в себе идея»…»[7]. Язык Свиридова — это язык современно трактованной ладотональной музыки. Его главные чисто технические открытия лежат в жанрах камерной вокальной музыки, в сфере мелодики, тембро-фонического хорового письма.

        «Главный образ творчества Свиридова – вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа в поворотные моменты истории, образ человека с его богатым, сложным, высокопоэтическим духовным миром, чистотой нравственных идеалов, неизбывной любовью к Родине. Тема России, в символическом значении, пронизывает все творчество Свиридова как сокровенная идея»[8].

1.2 История создания кантаты «Ночные облака».

        Кантата «Ночные облака» на слова А. Блока была создана в 1979 году, когда Г.В. Свиридов был уже зрелым, опытным человеком. За его плечами уже было немало произведений, в частности хоровых. Кантата была посвящена знаменитому музыканту, руководителю Московского камерного хора – Владимиру Николаевичу Минину.

        Кантата имеет две редакции. Первая называлась «Несказанный свет» и появилась она в 1972 году, на 7 лет раньше второй. Она состояла из 5 хоровых миниатюр, которые назывались: «Ночные облака»; « У берега зеленого…»; «Догоревшая жизнь» («Часовая стрелка движется к полночи…»); «Любовь» (Отрывок из Гейне); «Несказанный свет («Мы живем в старинной келье…»). Вторая редакция относится к 1979 году. Называется она «Ночные облака», как и первый номер кантаты. Немного поменялись названия номеров, и появился другой финал. Теперь части получили названия: «Ночные облака»; «У берега зеленого…»; «Часовая стрелка близится к полночи…»; «Любовь» (Отрывок из Гейне); «Балаганчик» («Вот открыт балаганчик…»). Самое удивительное, что в первой редакции кантата прозвучала только 3 декабря 2000 года в Петербурге, а исполнение второй редакции состоялось 6 марта 1980 года в Москве.

        Эти две редакции «отличаются диаметрально противоположной трактовкой финала. В окончательной редакции 1979 года новый финал – «Балаганчик» – кардинально изменил общую концепцию. Вместо вознесения («Мы помчимся к бездорожью в несказанный свет»), близкого «Отчалившей Руси», - балаган жизни, «адская музыка», провал в преисподнюю (крик ужаса в общем хоровом glissando по всему диапазону голосов, оборвавшийся грохотом тамтама)»[9]. Здесь возникает символика пламени и то сплетение ужаса и наслаждения, которое так страстно хотел выразить Блок и которое с такой «креативной дерзостью» воплощено Свиридовым.

        Такое завершение, неожиданное, кардинально все перевернувшее, наверное, возможно, благодаря антитезе первых четырех частей. Первая часть («Ночные облака») – это взлет ввысь. Парящая, нежная и хрупкая музыка, звучащая по-женски беззащитно, неустойчиво, как будто бы ускользает в стремительном порыве. Ее антитезой является третья часть («Часовая стрелка близится к полночи»), которая звучит твердо, по-мужски, четко и мерно, как неумолимое время. Постоянная тоническая опора. Это бездна, которая была свойственна Блоку. Вторая часть («У берега зеленого») – это смерть. Изображается похоронный обряд с библейской цитатой в стихах и унисонным псалмодированием в музыке, с отголосками православной панихиды. И ее антитеза – четвертая часть («Любовь»).

        «Полярность образов определила замкнутость и самостоятельность музыкального мира каждой части. Здесь нет связующих в целое лейтинтонаций. Связи тоньше и сложнее»[10]. Совершенно разные по сюжету, эти миниатюры объединены общностью символов. Именно в этом произведении ладово-интонационная символика становится особенно ясно выраженной. «В представлении композитора пентатоника – символ земли, не имеющей ни начала, ни конца. И если диатоника вообще – это устойчивое, вечное, то хроматика – временное, смертное, смятенность человеческой души (1-я часть – редкое у композитора царство хроматики). Есть еще обертоновая колокольная гармония неба (малый минорный ундецимаккорд)... Но... основа его музыкального миросозерцания – консонанс, диатоника, плагальность»[11].

        А. Блок написал очень яркие, образные слова о своих стихах, которые уместились всего в два небольших предложения, но которые отражают всю суть его поэтики: ««Каждое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды». Свиридов распространяет этот принцип блоковской поэтики на разные части кантаты, связывая их в единое музыкально-поэтическое целое повторяющимися словами-символами (сердце, жизнь, любовь, слезы, песни, небо), которые слух невольно отмечает как некие вехи скрытого сюжета»[12].

         

        

II Особенности образной драматургии хора «Ночные облака» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака».

2.1 Особенности литературного текста и его трактовка композитором.

Искусство рождается из вечного взаимодействия

двух музык – музыки творческой личности и музыки,

которая звучит в глубине народной души, массы.

А. А. Блок.

Стиль А. Блока. Особенности содержания. Анализ поэтического текста.

        А.А. Блок (1880-1921) – величайший русский поэт конца XIX – начала  XX века. Символист. Это трагический поэт страсти и отчаяния; поэт «свободной мечты».

         «Блок совершенно исключительный музыкальный поэт... не только в смысле общепринятом, т. е. в смысле музыкальности, певучести своих стихов. Музыкальные образы занимают огромное место в его поэзии. Более того, Музыка часто являлась побудительной причиной многих его произведений»[13]. Слово «Музыка» — одно из самых часто встречающихся у Блока; мы можем найти его в драмах, статьях, дневниках, записных книжках, слово это у Блока необыкновенно (многозначно) велико по своему значению, оно носит характер символа, одного из самых центральных, определяющих все миропонимание Блока. Причем оно обозначало стихию музыки, т. е. все бессознательное, таинственное, не зависящее от человека.

        Его стихотворения полны таинственности, загадочности, в них постоянно нужно искать вторые смыслы, подтекст. Достаточно упомянуть хотя бы один из самых известных его циклов – «Стихи о Прекрасной Даме» и уже поймешь, что во всем царит неизвестность, тайна и красота.

        Что же сокрыто за необычным названием? «В «Стихах о Прекрасной Даме» выражено в личном переживании ощущение вечного всемирного бытия, которое якобы способно открыть перед человеком путь из окружающего его мрака «глухой ночи» - к «вселенскому свету» грядущего «ослепительного дня»»[14]. «По глубокому определению самого Блока, «Стихи о Прекрасной Даме» - это «сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь»»[15].

        Стихотворение «Скрипнула дверь. Задрожала рука» относится к этому сборнику стихов и входит в третий его раздел, написанный в Санкт-Петербурге осенью-зимой 1901 года.

Стихотворение А. А. Блока (3 ноября 1901 года)

                                Скрипнула дверь. Задрожала рука.

                                Вышла я в улицы сонные.

                                Там, в поднебесьи идут облака

                                Через туман озаренные.

                                С ними – знакомое, слышу, вослед...

                                Нынче ли сердце пробудится?

                                Новой ли, прошлой ли жизни ответ,

                                Вместе ли оба почудятся?

                                Если бы злое несли облака,

                                Сердце мое не дрожало бы...

                                Скрипнула дверь. Задрожала рука.

                                Слезы. И песни. И жалобы.  

         В рукописи сделана помета «ante lucem» («до света»). Так А. Блок помечал стихи, написанные перед встречами с Л.Д. Менделеевой. В авторском экземпляре зачеркнуто, с пометой «Мама говорит, что это – русская девушка».

        В стихотворении 3 строфы, в каждой из которых по 4 строки. Размер – трехдольный – трехстопный дактиль.

-´- - / -´- - / -´- - / -´ (мужская рифма)

-´- - / -´- - / -´- - (дактилическая рифма)

        «Дактилические рифмы – протяжные, в русской поэзии первоначально с народным привкусом»[16]. Рифма перекрестная: a b a b.

        За счет повторения строки «Скрипнула дверь. Задрожала рука» как бы происходит замыкание круга, и даже не круг изображается здесь, а спираль, так как после этих слов в начале и в конце следует разное продолжение. Получается возвращение, но на новой высоте, на новом этапе.

        Много назывных предложений – излюбленная форма А. Блока. Они придают стихотворению недосказанность, ожидание. Кроме того, эту недосказанность создают вопросительные знаки и многоточия в конце предложений. Благодаря эпитетам: «улицы сонные», «облака озаренные» и другим средствам выразительности языка, словесный текст делается более красочным, ночная природа оживает перед нашими взорами.

Стихотворение А. Блока в трактовке Г. Свиридова. Блок и Музыка. Свиридов и Слово.

        Стихотворения Блока очень трудны для музыкального прочтения (воплощения), несмотря на свою музыкальность и именно благодаря ей. Они особенно трудны еще потому, что часто внутри лежит музыка, музыкальное впечатление. «Стихи поэта ставят перед музыкантом ряд нелегких стилистических задач. Не говоря уже о сложности поэтических образов Блока, в полупрозрачной глубине которых всегда мерцает скрытый, не сразу уловимый смысл, - самое звучание стихов, даже наиболее близких к классической традиции, все же целиком в эту традицию не укладывается»[17]. «В музыке же Свиридова интонация настолько точно выражает внутренний смысл слова, что представляется единственно возможной. Кажется, что иначе спеть, произнести нельзя. От этого речь его предельно естественна – создается впечатление, будто Свиридов только освободил музыку, заключенную в словах поэта. И достигнуто это минимумом нотных знаков. Только теми, без которых невозможно обойтись. Пожалуй, поэтому так трудно... работать над его произведениями. Нельзя скрыться за обилием нот. Надо найти только одну, единственно правильную интонацию, выражающую самую суть внутреннего душевного движения»[18].

        Композитор, как и поэт, нашел музыкальные символы для отображения поэтических образов. «Композитор сразу взял в Блоке самое основное: душевный жар и цельность духа поэта. Он почувствовал, что его поэзия – песня, простая и цельная, песня обо всем сложном, что волнует человека нашего столетия. Поэтому Свиридов передает слова Блока крупными, мощными глыбами музыки, и такой синтез рождает высочайшие образцы искусства»[19].

     

                                                                                                                                Далее
Вход

Мини-чат
Новые фото




Инна Стрельникова © 2024 |