Фортуна

Персональный сайт Инны Стрельниковой
| Регистрация | Вход
Понедельник, 20.05.2024, 13:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Выход


Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Поиск по сайту
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новое видео

Русская музыка 18 века

  • Views:
  • Total comments: 0
  • Rating: 5.0
  В последние годы Г. Свиридов обратился именно к символистским стихам А. Блока, к которым относится в частности сборник «Стихов о Прекрасной даме». В последних сочинениях: кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980), Свиридов открывает в Блоке поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового.

        Свиридов – сам поэт, мир его музыки – это одновременно и мир его поэзии, для которой он находит у разных авторов близкие себе стихи. Они помогли ему осознать и сформировать своего лирического героя – единого в многоликих образных и психологических превращениях – и свои «сюжеты» кантат, ораторий, поэм, циклов – чисто внутренние, поэтические сюжеты, всегда глубокие и возвышенные, говорящие о главном в жизни. Вот это главное, внутреннее, глубинное в стихах и раскрывает музыка Свиридова.

         Вся музыка кантаты «Ночные облака» построена на контрастах. Если говорить о первом номере – «Ночные облака», то контрасты есть даже внутри самой части. Постоянные темповые изменения, crescendo и diminuendo делают музыку выпуклой. Практически в каждом такте есть свой контраст, основанный на смене оттенков. Музыка в буквальном смысле этого слова дышит и люди, которые исполняют ее, живут вместе с ней, чувствуют все нюансы душой и сердцем.

Контрастность становится для Блока определенным способом построения образа. Мы наблюдаем ее не только в отдельных строках и строфах. В ряде случаев контраст является композиционной основой произведения в целом или основой сюжетной ситуации. «И еще одно эхо блоковского поэтического мира отозвалось в «Ночных облаках». Разные части просвечиваются повторяющимися словами-символами – сердце, жизнь, любовь, могила, слезы, песни, небо, - которые слух невольно отмечает как некие вехи скрытого сюжета…Такие слова-звезды связывают отдельные фрагменты кантаты в единое музыкально-поэтическое целое и ярче освещают ее символический, обобщающий смысл»[20].

В партитуре написано, что в стихи Блока композитором внесены некоторые изменения. Свиридов изменил всего лишь одно слово. Вместо «идут облака», он написал «летят облака», что придало им большую легкость, воздушность, полетность. Музыка настолько откликается на отдельные детали слов стихотворения, что кажется, будто они совершенно неотделимы друг от друга. Например, на слова «Там, в поднебесьи...» мелодия взлетает вверх, воспаряет к небу.

Музыка наполнена элементами звукоизобразительности. На словах «Скрипнула дверь» мы мгновенно представляем, как приоткрывается скрипучая дверь. Это передано в музыке с помощью использования секундового соотношения гармоний и                                               , после чего очень длительные паузы, изображающие, как человек прислушивается. Следующая фраза «Задрожала рука» показывает нам настоящую дрожь, волнение, трепет, за счет accelerando и ritenuto на протяжении всего двух тактов.

У А. Блока были утопические надежды «на некое вселенское чудо, воплощающееся в образе далеких и манящих «зорь». Такие звонкие, ликующие ноты громко звучат в «Стихах о Прекрасной Даме» и подчас совершенно заглушают горькие жалобы на «жалкую юдоль»»[21]. Так и в музыке на стихотворение «Скрипнула дверь. Задрожала рука» на словах «Слезы. И песни. И жалобы» звучит мажор. Т. е. эти слезы, песни, жалобы светлые, а не горькие.

        Двух художников – поэта А. Блока и композитора Г. Свиридова роднит то, что они в своих произведениях воспевали Россию, обращались к ней, как к самому близкому и драгоценному, что у них есть. «...два автономных искусства – музыка и поэзия, – чтобы объединиться друг с другом в романсе или хоре, идут навстречу одно другому, делясь своими выразительно-конструктивными возможностями и делая взаимные уступки»[22].

         «Музыка Свиридова... находится на границе поэзии и музыки. Музыка, с одной стороны, и слово, полное музыки, с другой – сливаются, образуя некое новое художественное единство»[23].

        «Музыка Свиридова, будучи неотделима от стихов, являет собой совершенную форму, которая, принимая в себя поэтическое слово, несет это слово. С музыкой Свиридова стихи становятся в чем-то иными. В них открываются новые звучащие качества»[24].

2.2 Хор «У берега зелёного» в драматургии кантаты.

Поэзия Блока воплотилась в музыке Свиридова удивительно многогранно. В его песнях, романсах, кантатах распеты основные темы блоковской поэзии, а в кантате «Ночные облака» эта тема повернулась еще одной новой гранью.[25]

Музыкальность «Ночных  облаков» поразительна. Кажется, поёт, звенит, вибрирует и переливается сам воздух. О чём «Ночные облака»? Если сказать двумя словами- о жизни человеческой, о кратковременности земного, о вечной смене и повторяемости… О красоте, которая спасёт мир.[26]

Композиция «Ночных облаков», строго говоря, бессюжетна, части сопрягаются друг с другом по контрасту, но особую роль играет контраст «на расстоянии».

Например, контрастными являются - первая и третья часть: музыкальные средства, создающие образ третьей части, противоположны тем, что были в первой.

О роли обряда, ритуала в хоровых циклических произведениях Свиридова можно говорить как об определённой сложившейся примете его драматургии. Вторая часть кантаты «Ночные облака»- «У берега зелёного»- тоже обряд (рассказ о похоронах маленькой девочки) и символ ритуала, подчёркнутый библейской цитатой в стихах и строгим унисонным псалмодированием в музыке. Трагизм сцены углубляется тем, что это похороны ребёнка. Немного можно найти примеров, где подобная тема была выражена столь же благородно, красиво и человечно, как здесь. В музыке, простой, как дыхание, естественной, как природа, в которой совершается обряд, слышны отголоски православного богослужения – панихиды (заупокойная служба). Строгий аккордовый склад – словно выражение мирового покоя. И вдруг- крик боли, отчаяния, эмоциональная реакция на совершившееся- плач без слов. «Извечен закон природы: одно рождается, другое умирает, но сердце человеческое, видя смерть, всякий раз содрогается».[27]

Вторая часть данной кантаты выражает крайнюю степень горя и трагизма, боль утраты и невозможность души примириться со смертью. Два цвета, окрашивающие стихотворение, - зелёный и голубой (платье девочки) – символы земли и неба, словно вознесение детской безгрешной души с благоуханиями весенней земли. Музыкальный символ этого слияния земли и неба -  чисто свиридовская последовательность звуков, выросшая из глубин народной ладовости.

Хоровые вокализы в сочинениях последних лет играют важную эмоциональную и драматургическую роль. В данном случае- это высшая точка напряжения. Как у Блока повторения в общем (сюжетные мотивы, персонажи, темы, идеи) и частном (повторы слов, фраз, строф), так и у Свиридова- часто повторяющиеся интонационные обороты, попевки, гармонии- знаки его музыкального мира- каждый раз в новом контексте получают новый смысл и новый свет. А повтор как признак стиля говорит об устойчивости мироощущения, определённости своего творческого лица и опоре на народные традиции, где повтор играет существенную роль. В «Ночных облаках» ясно ощущается неуловимое сочетание новаторской свежести с исконным. Например, взлёт ввысь в первой части и «вознесение курений» во второй интонационно тождественны, но по-разному эмоционально окрашены в контексте целого, также как и скользящие кварты в конце тех же частей.

И ещё одно эхо блоковского поэтического мира отозвалось в «Ночных облаках». Разные части просвечиваются повторяющимися словами-символами – сердце, жизнь, любовь, могила, слёзы, песни, небо, - которые слух невольно отмечает как некие вехи скрытого сюжета. «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звёзды».[28]  Такие слова-звёзды связывают отдельные фрагменты кантаты в единое музыкально – поэтическое  целое и ярче освещают её символический, обобщающий смысл.

2.3. Система средств выразительности в создании художественного образа.

Вторая часть кантаты «У берега зелёного»- произведение необычно по своему строению, относится к жанру хоровой миниатюры. Следует отметить, что композитор бережно и чутко относится к тексту. «Слияние музыки и поэзии у Свиридова исключительное: в мелосе, в гармонии, фактуре, ритме, темпе, динамике, агогике - во всем этом удивительный блоковский образ, тончайшее сочетающий внутренне и внешнее…».[29] Вследствие очень тесной взаимосвязи  с текстом, форма данного произведения строфическая, однако можно проследить элементы трёхчастной репризной формы.

Основная тональность хоровой миниатюры «У берега зелёного» h-moll, однако встречаются отклонения. Первая строфа представляет собой классический период квадратного строения, модулирующий, состоящий из 2-х предложений.  Исходное тематическое построение использовано лишь на половину строфы, и является её первым предложением, которое заканчивается на несовершенной каденции (S h-moll′a). В основе тематического построения (импульса мотива) лежит квартовый скачок и нисходящее движение от IV ступени к I. Период состоит из 8-ми тактов. Второй 4-хтакт начинается так же, как и предыдущий, следовательно, можно утверждать, что период повторного строения. В конце первой строфы происходит отклонение в VI ступень(G- dur)- излюбленный приём Свиридова, («авторское отклонение»[30]). Это доказывает, что период модулирующий. Мелодия певучая, плавная, не содержит широких скачков, однако присутствует интонация lamento (плача, скорби)- нисходящее поступенное движение к первой ступени. Первая строфа-  начало повествования о смерти девочки, но очень спокойное, сдержанное, в гармонии в основном преобладают аккорды тонической и субдоминантовой группы, без резких диссонансов.

Вторая строфа начинается с основной тональности, также представляет собой период, сходный с предыдущим. Однако здесь мелодия отличается от мелодии первой строфы. Очень интересный приём использует композитор – на протяжении первого предложения звучит тонический органный пункт и в партии сопрано и в партии басов, а мелодия исполняется только средними голосами. Это подчёркивает содержание поэтического текста, («..белые священники с улыбкой хоронили…»), имитирует православную заупокойную службу (панихиду). Монотонность, средний регистр, простая гармония, тихая динамика, и что самое главное - музыкальные средства лишь подчёркивают, усиливают значимость слова. Ритмически ничего не изменяется, композитор чередует восьмые и четвертные длительности, и снова для отражения текста.

Третья строфа по строению отличается от предыдущих. После  одного аккорда в светлом D-dur,через h-moll  отклонение в тональность субдоминанты (e-moll). Мелодия плавная, со второго такта звучит унисон у всех голосов в партитуре - это тоже признак того, что Свиридов берёт за основу древний знаменный распев, также используемый на богослужении, для более точной и острой передачи характера отпевания. Унисонное движение голосов исполняется ровными восьмыми длительностями. Третья строфа подготавливает четвёртую, которая является как бы противопоставлением всем остальным. Композитор не изображает страшную трагедию, не делает акцент на факте смерти ребёнка, а просто констатирует данный факт, и более того, облегчает четвёртую строфу и акцентирует внимание на «возносимых курениях». Он видит глубокий смысл заложенного в основу стихотворения А.Блока. Да, девочка умерла, но она младенец, и светлая душа её возносится вместе с молитвой вверх, и это он считает важнее, чем похороны. И для передачи этого, композитор переносит мелодию постепенно в верхний регистр, удлиняет длительности (на словах «…и тихонько возносили в небо курения…»), использует простую, светлую и прозрачную  гармонию, замедляет темп - полное успокоение. После чего вводит вокализ(6-титакт) - драматическая, динамическая кульминация хора, но не смысловая. По замыслу композитора вокализ должны исполнять два хора, содержащие абсолютно одинаковые партии. Это яркое средство музыкальной выразительности, которое подчёркивает крик и плач скорбящих родственников. Здесь самая высокая точка в мелодическом материале, самая яркая динамика, которая растворяется от ff до pp, при чём вокализ завершает сначала один хор, а затем другой, постепенно исчезает громкая динамика, самые длинные длительности (от восьмых и четвертных перешёл к половинным с точкой, залигованным четвертным и т.д.). Вокализ – это самое драматическое место в рассматриваемом хоре и  по смысловому назначению, и по средствам выразительности.

Пятая строфа является повторением первой, но не полным. Она также представляет из себя период, но в отличие от первого - неквадратного строения, т.к. второе предложение расширено и мелодический материал изменён, гармония более сложная (встречается DD9, разрешающийся в VI ступень- G-dur). Заканчивается хор кодой, которая звучит в основной тональности. Следует особое внимание обратить на размер в хоре «У берега зелёного». Композитор использует переменный размер на протяжении всего произведения, изменяет его в зависимости от текста в каждом такте. Можно сказать, что размера здесь вообще нет, а только условное разделение на относительные такты, для удобного исполнения, как хору, так и дирижёру. Очень подвижная динамика - от нежного pp до драматичного ff – украшает текстовую основу, делает более доступным содержание. Заканчивается хор «У берега зелёного» очень медленно на pp на тоническом развёрнутом трезвучии, как бы испарившись в воздухе, словно «возносимые  курения», оставляя после себя скорбь и одновременно надежду.

Заключение.

В данной работе были изучены особенности образной драматургии хора «У берега зелёного» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака». Изучение хорового творчества композитора позволило увидеть, что особенную роль в нем играли произведения для хора a cappella. В них Г. Свиридов передавал поэтическое слово с тонкостью мастера, просто и понятно. Музыка и слово слиты воедино, не могут друг без друга жить. Изучение истории создания кантаты показало, что произведение существует в двух различных не только по названию, но и по замыслу частей, и данная работа посвящена второй редакции.

        Далее был изучен литературный текст, так как это является неотъемлемой частью анализа хорового произведения. Важно и то, какая рифма используется (перекрестная; мужская и дактилическая). Стихотворный анализ позволяет лучше понять замысел композитора. Трактовка данного стихотворения в музыке настолько правдива, что кажется, будто Г. Свиридов услышал звучание строк поэта и просто отделил его от текста, чтобы мы смогли созерцать и воспринимать всю красоту и полноту произведения.

        Хор «У берега зелёного» в драматургии всей кантаты является как бы погружением в размышление о смерти, но с другой стороны показывает, что смерть-это не конец. Здесь отпевание ребёнка не насыщенно драматизмом и трагизмом, скорее светлая грусть, не  трепет и страх перед будущим.

        Анализ средств выразительности музыкального языка хора «У берега зелёного» показал, что в нем содержится внутреннее развитие. Каждая фраза несет свой смысл и заставляет прислушиваться к словам, настолько трепетно и полетно они звучат.  

        

 

Вход

Мини-чат
Новые фото




Инна Стрельникова © 2024 |