| Тритоны – это интервалы, которые
называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни
меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала:
увеличенную кварту и уменьшённую квинту.
Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а
в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на
полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет
равна трём.
В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5,
которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть
в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и
миноре (пара характерных тритонов).
В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.
Из
этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на
IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на
VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень –
пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.
Как разрешаются тритоны?
Тут есть одно общее правило: увеличенные
интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При
этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые.
Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.
Причём, если разрешение тритона
происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой,
терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом
мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция –
малой.
Давайте рассмотрим пару примеров по
сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре
минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка
– новая тональность.
| |