Фортуна

Персональный сайт Инны Стрельниковой
| Регистрация | Вход
Среда, 08.05.2024, 04:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Выход


Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Поиск по сайту
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новое видео

Русская музыка 18 века

  • Views:
  • Total comments: 0
  • Rating: 5.0

 

Добрый день, дорогие гости и  участники лекции - концерта!

Сегодня наша встреча посвящена творчеству  великих композиторов - венских классиков.

Классицизм (от латинского – classicum – образцовый) – стиль  в искусстве XVII - начала XIX веков, который зародился  во Франции, в трагедиях драматургов П.Корнеля и Ж.Расина. Выдающимися представителями музыкального классицизма являются композиторы Ж.Б. Люлли, Ж.Ф.Рамо, К. В. Глюк. Основываясь на закономерностях и разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образам и воплощению нравственности. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства. Герой  эпохи классицизма подчиняет личные интересы общественным, душевные порывы – голосу разума. Его отличает правдивость, нравственность, мужество, способность преодолевать любые трудности.   

 

Вершиной  развития музыкального классицизма в XVIII веке стало творчество трех великих композиторов – Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работающих преимущественно в Вене и образовавших важнейшее музыкальное направление культуры этого времени – Венскую классическую школу.

 

 

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее исследователи добавили в этот список и Бетховена. Именно в творчестве этих трех композиторов утвердились характерные черты классической музыки – стройность и строгость музыкальной формы, логика и ясность гармонии, выразительность  и яркость мелодии. Все это стало основой универсального музыкального языка, позволяющего выражать самые различные идеи – от простых бытовых до сложных философских. Каждый из этих великих композиторов обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка. Сочинения венских классиков отличает широта охвата  жизненного содержания, в них глубокая серьезность  сочетается  с шуткой и весельем, трагическое начало – с комическим.

 

Йозеф Гайдн (1732-1809)

 

С именем Йозефа Гайдна, старшего  из венских классиков, связывают важнейший вклад в развитие музыкального искусства – утверждение классического состава  симфонического оркестра, а также  создание классических форм сонаты, симфонии, струнного квартета.

Гайдн родился в семье каретного мастера. В семнадцать лет он потерял  певческий голос  и был исключен из капеллы. Спустя четыре года Гайдну удалось  устроится на постоянную работу в качестве аккомпаниатора  у известного  итальянского композитора Николо Порпоры. Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал давать ему уроки композиции. Вскоре Гайдн поступил на службу к известному меценату князю Павлу Антону Эстергази, на службе у которого в качестве композитора и руководителя оркестра  провел около тридцати лет. Это дало  ему возможность, словно ученому в своей творческой лаборатории, экспериментировать  с различными составами инструментов  и открыть классический состав симфонического оркестра, звучащего как единое целое. Именно Гайдн определил место каждого инструмента в пространстве ансамбля и добился его совершенного звучания. Обладая обширными возможностями и богатым инструментарием, композитор постоянно  работал над усовершенствованием музыкальных форм, отвечающих идейным запросам своей эпохи. Неслучайно его называют отцом   сонатно-симфонического цикла.

Вольфганг Амадей Моцарт писал : «Никто не в состоянии делать все: и балагурить, и потрясать, и вызывать смех, и глубоко трогать, и все это одинаково хорошо, как это может делать Гайдн!». Музыка этого композитора – ярчайший пример представления классиков о смысле жизни. Все произведения Гайдна отличаются  строгой логикой формы и приверженностью правилам, при этом  поражают удивительной легкостью, искрятся юмором и светом. В каждом  из них – выражение радости жизни, вера в разум и человечность.

Гайдн оставил огромное творческое наследие – около тысячи произведений  во всех жанрах и формах, существовавших в музыке того времени –симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы, песни. В основе музыкального стиля композитора лежит народное творчество. Музыка Гайдна светлая, легкая, пронизанная не только ритмами и интонациями австро-немецкого фольклора, но и народным юмором, неиссякаемым оптимизмом и жизненной энергией.

 

Й. Гайдн. Соната До мажор, 1 часть.

Исполняет Гордин Артем, преподаватель Зоткина Н.П.

 

 

 

 

Й. Гайдн. Соната ми мажор, 1 часть.

Исполняет Соловьева Дарья, преподаватель Деменко Е.П.

 

 

 

 

Й. Гайдн. Дивертисмент.

Исполняет Царева Алина,  преподаватель Соха И.Н.

 

 

 

 

Й. Гайдн. Пьеса Ля мажор.

Исполняет Санченко Мария, преподаватель Лелетка С.В.

 

 

 

 

Вольфганг Амадей Моцарт

(1756-1791)

 

 

Лучезарным светом и ощущением радости жизни пронизана музыка гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Его произведения охватывают все без исключения музыкальные жанры, существовавшие  ту эпоху. В каждом из них Моцарт создал истинные шедевры. Всего за тридцать пять лет жизни им  было написано более шестисот  произведений:17 опер,41 симфония,15 месс, дивертисменты, концерты для различных инструментов, струнные квартеты, квинтеты, скрипичные концерты, скрипичные и фортепианные сонаты, фантазии, вариации, песни, арии и др.

Гений Моцарта удивителен! Он обладал феноменальными музыкальными способностями, в раннем детстве научился  виртуозно играть на различных инструментах, великолепно импровизировал и создавал композиции. С шести лет Моцарт блестяще гастролировал по странам Европы, в одиннадцать написал первую оперу «Аполлон и Гиацинт», а в четырнадцать – дирижировал  в театре Милана на премьере собственной оперы "Митридат, царь Понтийский" и был избран  членом Филармонической академии в Болонье.

Как и многие музыканты той эпохи, Моцарт состоял на придворной службе   качестве концертмейстера  и органиста у архиепископа города Зальцбург. Однако независимый характер музыканта вызывал резкое неудовольствие архиепископа, и Моцарт предпочёл покинуть службу. Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. В 1781 г. Моцарт переехал в Вену, где у него появилась семья. Зарабатывал он редкими изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями. Гениальный композитор прожил  яркую и очень короткую жизнь, скончавшись в бедности.

Воплощая  важнейшие черты венской классической школы, Моцарт обобщил опыт итальянской, французской, немецкой музыкальных культур, народного и профессионального театра. Полнее всего гений Моцарта выразился в симфоническом и оперном жанрах. Герои его новаторских спектаклей перестали быть шаблонными персонажами, это живые люди со сложными и противоречивыми характерами.

 Моцарт сочинял очень легко, создавая творения, непревзойдённые по художественной красоте и гармоничности. Музыка Моцарта полна света и легкости, его мелодии пленительны, гармонии чисты и совершенны. Однако, почти в каждом его произведении  за внешним изяществом  и беззаботностью  скрывается  головокружительная глубина и драматизм. Творчество Моцарта – эталон гармонии и красоты, воплощение трагического и комического, возвышенного и земного.

 

 

В.А.Моцарт. Соната Фа мажор, 1 часть.

Исполняет Куцевалова Варвара, преподаватель Соха И.Н.

 

 

 

 

В.А.Моцарт. Турецкое рондо.

Исполняет Гореликов Богдан , преподаватель Соха И.Н.

 

 

 

 

 

Людвиг ван Бетховен

(1770-1827)

 

 "Музыка должна высекать огонь из груди человеческой" - это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры.

Как и его великие предшественники, Бетховен писал во всех существующих в то время жанрах музыки. К основным произведениям относятся: опера «Фиделио», 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, балет «Творения Прометея», увертюры, концерты для фортепиано, скрипки, квартеты, вокальный цикл и др.

Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой - запечатлело черты нового, романтического искусства. От классицизма в произведениях Бетховена - возвышенность содержания, прекрасное владение музыкальными формами, обращение к жанрам симфонии и сонаты. От романтизма - смелое экспериментаторство в области этих жанров, интерес к вокальной и фортепианной миниатюре, к программности. Традиции классицизма Бетховен использовал уже как мастер XIX столетия - опираясь на наследие Гайдна и Моцарта, он значительно расширил возможности музыкального искусства.

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне (Германия) в семье придворного музыканта. Заниматься музыкой он начал с раннего детства под руководством отца. Однако настоящим наставником Бетховена стал композитор, дирижёр и органист Кристиан  Нефе . Он преподавал юному музыканту основы композиции, обучал игре на клавире и органе. В 1792 г. Бетховен переехал в Вену. Он брал уроки музыки у Йозефа Гайдна, а также у Альбрехтсбергера  и  Сальери - крупнейших музыкальных теоретиков той эпохи. Вскоре Бетховен начал давать концерты, становится  популярным: его узнавали на улицах, приглашали на торжественные приёмы в дома высокопоставленных особ. Он много сочинял: писал сонаты, концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.

Долгое время никто не догадывался, что Бетховена поразил серьёзный недуг - он начал терять слух. Убедившись в неизлечимости болезни, композитор решил уйти из жизни и в 1802 г. приготовил завещание (по месту написания оно называется Гейлигенштадтским), где объяснял мотивы своего решения. Однако Бетховен сумел преодолеть отчаяние и нашёл в себе силы писать музыку дальше. Выходом из кризиса стала Третья ("Героическая") симфония.

В 1803-1808 гг. композитор также работал над созданием сонат; в частности Девятой для скрипки и фортепиано («Крейцерова»), Двадцать третьей для фортепиано, Пятой и Шестой («Пасторальная») симфониями.

Вершиной симфонического творчества Бетховена стала Девятая симфония. Симфония грандиозна по масштабам, состоит из пяти частей. Особое новаторство представляет монументальный финал симфонии, включающий партии хора, солистов и оркестра,  на текст оды "К радости"  Шиллера – потрясающий гимн добру, истине и красоте, воспевающий победу человеческого духа.

 

 

В своем творчестве Бетховен воплотил философию постоянной борьбы за жизнь, воспевая силу разума и духа. Этот пусть от мрака – к свету, через преодоление препятствий – к победе. Исключительным вкладом композитора в мировую культуру являются 32 сонаты для фортепиано. Музыковед Б. Асафьев писал о них: «Сонаты Бетховена в целом – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились бы здесь…». За самыми известными из сонат Бетховена закрепились собственные названия: восьмая – «Патетическая», четырнадцатая – «Лунная», двадцать первая – «Аврора», двадцать третья – «Аппассионата».

Людвиг ван Бетховен считается  первым композитором, сделавшим  фортепиано ведущим сольным инструментом и открывшим  его возможности для последующих поколений.

Музыка Бетховена – это патетика, сила  и несгибаемая мощь. Пронзительная, глубокая и чувственная лирика чередуется в ней с драматическими моментами, насыщенными энергией и движением вселенского масштаба. Предельная эмоциональная выразительность, глубина и напор сильных чувств – все это выделяет Бетховена среди венских классиков. Своим творчеством  он проложил дорогу к Романтизму – следующей эпохе в европейском искусстве.

 

 

Л.Бетховен. Соната фа минор, 1 часть.

Исполняет Неженцев Владислав, преподаватель Маслова Г.А.

 

 

Л. Бетховен. Соната №10, 1 часть.

Исполняет Бондарь Анастасия, преподаватель  Плетнева И.Л.

 

 

 

 

Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен – три бессмертных гения, чье наследие стало важнейшим вкладом  в культуру всего человечества. Творчество венских классиков вне времени и границ, это неиссякаемый источник духовных сил, жизни и вдохновения для всех нас.

Спасибо за внимание, до новых встреч!

 

 

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Рожанская Ю.Н.

 

 

Вход

Мини-чат
Новые фото




Инна Стрельникова © 2024 |