Сольный концерт – итог и качественный показатель деятельности обучающегося, педагога и концертмейстера
(Сольный концерт Дарьи Поклонской)
Сольный концерт – это вечер, проведённый один на один с инструментом перед публикой - испытание не из лёгких.
В музыкальных училищах такие концерты часто планируют выпускникам, которые обыгрывают свои государственные программы. В музыкальной школе сольные концерты бывают совсем не часто. На это способны только очень талантливые и трудолюбивые дети, обладающие огромной выдержкой, прекрасной памятью, умением сохранять естественные эмоции перед публикой.
Иметь в своем классе такого ученика для педагога подарок судьбы, в то же время - это огромная ответственность и ,конечно же. творческий и педагогический рост.
Даша Поклонская занимается 9 год в классе И.Г. Скаленко, концертмейстер С.В. Воеводин.
Открыли концерт произведения И.С. Баха
Скрипичное наследие И.С. Баха является не столь масштабным, в сравнении с органным или клавирным творчеством, однако, то немногое, что создал композитор для этого инструмента, представляет исключительную ценность.
Всем известно, что Бах в ранней юности начинал свою концертную деятельность в качестве скрипача. Интерес к этому инструменту не угасал на протяжении всей жизни. Поэтому скрипичные произведения, их стиль, фактура, техника свидетельствуют о глубоком знании инструмента.
В кетенский период в 1720 году Бах создал сонаты и партиты для скрипки соло, которые представляют достаточно серьезные трудности для исполнителя.
И.С. Бах Партита №2 ре минор сарабанда и жига.
Одним из самых известных произведений польского скрипача и композитора Генрика Венявского является «Скерцо-тарантелла» ор. 16
Жанр тарантеллы был очень популярен в 19 веке. Многие композиторы писали пьесы в ритме этого темпераментного итальянского танца.
«Скерцо-тарантелла» Венявского написана в традиционной для этого жанра форме рондо. Ее стремительная первая тема— образ зажигательного танца. Органично воспринимаются и медленные эпизоды. Особенно красива и выразительна тема второго эпизода- (Cantabile).
По словам музыковедов «Только выдающийся художник мог создать этот настоящий образец элегантности стиля, виртуозности скрипичного письма». И, действительно, с поразительным мастерством использовал Венявский в этом произведении выразительные возможности скрипки.
Венявский - Скерцо-тарантелла для скрипки op.16.
Концертно-исполнительская деятельность очень важна для музыканта. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов, вызывает у исполнителя особое психологическое состояние, которое возникает благодаря радости общения с публикой, дает творческое вдохновение и профессиональный рост.
Все это в полной мере испытывает Даша, являясь, все годы учебы в музыкальной школе участницей и солисткой творческих коллективов: Ансамбль скрипачей, Камерный ансамбль, Эстрадный ансамбль, а также ансамблей малых форм.
Неоднократная победительница городских, областных и республиканских конкурсов исполнительского мастерства.
Лауреат Открытого конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах среди учащихся школ эстетического воспитания им. Панфило (г. Северодонецк); Конкурсов исполнительского мастерства «Волшебный смычок», «Луганский каприс», конкурса-фестиваля «Арт-Фест»; Лауреат 1 и 2 фестиваля-конкурса детских и юношеских музыкальных достижений «Розовый фламинго».
Для грамотного музыканта немаловажными в образовании являются и теоретические дисциплины.
Даша является неоднократным победителем теоретических олимпиад по сольфеджио, под чутким руководством Минки А.И. И вот уже второй год, выходя за рамки школьной программы, работает над освоением сложной науки гармонии (преп. И.А.Стрельникова).
Концерт продолжила музыка итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини
Ничего подобного не создавала художественная фантазия до Паганини, не смогла создать и после. 24 каприса остаются уникальным явлением музыкального искусства.
Каприс (от итальянского слова «capriccio», означает «прихоть»)
24 разнохарактерных каприса объединяет множество общих качеств: динамизм, насыщенность развития, ошеломляющая виртуозность, острота тембровых, регистровых и образных контрастов.
Эти уникальные пьесы возвестили не только реформу в скрипичном языке, но и наступление новой эпохи в развитии музыкального искусства - романтизма с его накалом страстей и переживаний, ощущением безграничной внутренней свободы.
Сам Паганини в заголовке к циклу каприсов написал «Посвящается артистам».
Н. Паганини Каприс № 13
В концертной программе прозвучала музыка французского композитора XIX в К Сен-Санса.
По словам исследователей «Сен-Санс был человеком широкой культуры и утончённости, эстетом, увлечённым формой и изяществом стиля, чистотой выражения, идеалом логики…»
Три его скрипичных концерта отражает тенденции разных этапов творчества.
Если в 1850-е годы автора устойчиво привлекали торжественные образы (реализованные в Скрипичных концертах No1 и No2), то 1880-е отмечены активным обращением к образам чувствительности и патетики, которые демонстрирует Третий концерт.
Скрипичный концерт No3 h-moll - одно из наиболее популярных произведений в мировом скрипичном репертуаре.
Виртуозность здесь применена более рационально, зато усиливается декламационное начало в партии солиста. А особый серьезный и пафосный тон, позволяет приблизить концерт к жанру симфонии.
К. Сен-Санс Скрипичный концерт No3 h-moll 1 часть
В заключении вечера, ведущая концерта Стрельникова И.А. пожелала Даше, от имени всех присутствующих, новых творческих успехов и достижений, и чтобы, через всю жизнь она сумела пронести чувство глубокой благодарности к своим наставникам и родителям – главным составляющим любого творческого успеха!
Стрельникова И.А.