Любителям музыки хорошо знаком портрет Н. А.
Римского-Корсакова работы художника В. А. Серова. Великий композитор
изображен за работой: левой рукой он придерживает листы рукописи, правая
уже нацелилась что-то исправить. А кругом — на массивном письменном
столе и этажерке — книги и рукописи... Общий тон картины — намеренно
приглушенный, неяркий — рождает мысль о буднях, заполненных неустанным
трудом. Подчеркнуто прямая посадка худощавой фигуры, умное,
одухотворенное лицо, живой взгляд, который не могут притушить двойные
очки, — все говорит о человеке большой воли, уверенном в правильности
избранного пути. Таким был Н. А. Римский-Корсаков, своим искусством и
всей своей жизнью служивший обществу.
Деятельность
его поражает многообразием; он — один из великих композиторов; дирижер,
пропагандировавший русскую музыку; теоретик-мыслитель, оставивший ряд
трудов по теории музыки, в том числе — «Учебник гармонии» и «Основы
оркестровки»: педагог, вырастивший несколько поколений музыкантов;
собиратель и исследователь народного творчества; редактор многих
крупнейших произведений русской музыки... Трудно представить себе, что
это все делал один человек!
Многогранно и
творчество Римского-Корсакова: он создал 15 опер, 10 симфонических, а
также несколько камерно-инструментальных произведений, хоров, кантат,
около 80 романсов. Его произведения разнообразны по характеру музыки,
темам, сюжетам.
Однако, какое бы сочинение
Римского-Корсакова ни рассматривать, всегда в нем выступает великий
русский художник-гражданин, борец за справедливость. Римский-Корсаков
умел любить и ненавидеть. Он видел прекрасное в жизни, в людях, в
природе, воспевал его в своем творчестве. Так же ясно, как и прекрасное,
видел он и безобразное, прежде всего несправедливость царской власти.
Темы добра и зла, красоты и насилия над ней, любви к Родине и защиты ее
от врага занимают центральное место в его творчестве. Отсюда и
привязанность композитора к былинам, преданиям, сказкам, в которых
образно раскрывается борьба добра и зла, утверждается вера в победу
доброго начала.